Чему надо научить ребёнка до 5 лет?
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Чему надо научить ребёнка до 5 лет?
Чем старше становится ребёнок, тем больше тревог по поводу его развития возникает у родителей. Родители начинают сравнивать успехи малыша с достижениями его сверстников. К старшему дошкольному возрасту у детей появляется масса новых умений, у каждого ребёнка хорошо получается что-то своё. Что же считается «нормой» развития в пять лет?
Мелкая моторика
Пятилетний ребёнок должен уметь:
- проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры;
- обводить рисунок по точкам и линиям;
- аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
- штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контур;
- копировать простейшие рисунки.
Развитие речи
В пять лет надо уметь:
- правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно;
- употреблять в речи простые и сложные предложения;
- пользоваться прямой и косвенной речью;
- поддерживать непринуждённую беседу;
- составлять не большой рассказ о предмете, картине, теме.
Память
К пяти годам нужно научиться:
- запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов;
- запоминать стихотворения, потешки и загадки;
- пересказывать содержание небольшого произведения или сказки;
- помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, яркие события жизни;
- запоминать и повторять небольшие фразы;
- сравнивать два изображения по памяти.
Математика
В пять лет нужно уметь:
- считать в пределах десяти;
- пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти;
- уравнивать неравное число предметов двумя способами;
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;
- ориентироваться на листе бумаги;
- знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб);
- сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями: «шире-уже», «выше-ниже», «длиннее-короче» и т.д.
Мышление
До пяти лет надо научиться:
- уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ;
- классифицировать предметы по определённым признакам;
- подбирать две половинки одного предмета, уметь объяснить свой выбор;
- самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их;
- сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;
- самостоятельно подбирать подходящие заплатки к коврикам;
- называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка.
Окружающий мир
Пятилетний ребёнок должен:
- знать свои имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села), название столицы Родины;
- знать название основных профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий;
- называть группы предметов обобщающими словами;
- знать основные правила дорожного движения;
- знать последовательность времён года, частей суток;
- различать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены;
- Различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям и плодам.
Итак, к пяти годам здоровый ребёнок обладает развитой моторикой, мышлением, речью, эмоциональной памятью, умением концентрировать внимание на достаточно длительное время. Он воспринимает себя как личность и учится взаимодействовать со сверстниками.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.