Советы родителям первоклассников в период адаптации
Т.Н. Анкина Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Первый учебный год в школе — сложный и волнительный период не только для ребенка, но и родителя. Именно в это время закладывается прочный фундамент здорового восприятия школы для последующих десяти лет обучения. Первокласснику потребуется поддержка и помощь, а родителям — терпение и понимание. Очень важным моментом является адаптация ребёнка к новым условиям и социальному статусу «школьник».
«Школьная адаптация» — это умение ребёнка приспособиться к новому коллективу одноклассников, правилам и нормам поведений, взаимоотношениям в классе и с учителем. Период привыкания к новым условиям варьируется от 2-х недель до полугода и зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, характера взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к обучению, типа учебного заведения и уровня сложности образовательной программы (конечно, личность учителя так же имеет весомое значение в этом процессе).
Чем мягче пройдёт адаптационный период, тем благоприятней сложится школьная жизнь ребёнка, успехи в учебе и отношения со сверстниками. Родителям важно помочь ребёнку безболезненно пройти этот непростой жизненный период.
- Любые попытки первоклассника познать что-то новое, не зависимо от результата, родители должны приветствовать, уделять внимание и поддерживать. Именно психологическая поддержка со стороны родных помогает ребёнку справиться с тревогой и страхом перед новым и неизведанным — крайне важно для успешной адаптации и успешной учёбы.
- Каждый ребёнок индивидуален, поэтому ни в коем случае не следует сравнивать успехи своего маленького ученика с успехами других детей и приводить кого-то ему в пример. Лучше сравнивать его достижения «сегодня» с теми, какие были «вчера». Этим вы поможете ребёнку поддержать самооценку, справиться со страхами перед учёбой и повысить мотивацию учиться.
- Объясните правила и нормы, которым нужно следовать в школе и помогите ребенку усвоить их важность. Поддерживайте своего первоклассника во всех трудностях, с которыми он встретится в школе, и дайте ему осознать, что каждый имеет право на ошибку. Ошибки на то и ошибки, чтоб их исправлять, а не сдаваться.
- Переступив «порог» школы, у вашего маленького ученика появляется новый авторитет-учитель. В его присутствии не допускайте никакой критики в адрес школы, программы обучения и учителя.
- Не торопитесь и не подгоняйте чадо. Ваша задача – правильно рассчитать время, и если это плохо удаётся, то не вините его и не перекладывайте ответственность за свой «косяк».
- Даже, если в школе предусмотрено питание, обязательно дайте ребёнку позавтракать. Полноценный завтрак — залог хорошего настроения и начала успешного дня.
- Никогда не прощайтесь с ребёнком «предупреждая», «требуя»: «Веди хорошо и чтоб без замечаний», «Смотри, чтоб без двоек, — иначе папа рассердится» Лучше пожелайте ребёнку доброго дня и не поскупитесь на несколько приятных слов — для ребёнка это показатель и ощущение вашей поддержки в течении учебного дня (и не только).
- После школы встречайте первоклашку с улыбкой и приветствием, навсегда забыв фразы: «Что сегодня получил?», «Как вёл себя?» Кроме страха и привычки лгать, подобные фразы ребёнку ничего не дают. Лучше заменить их на: «Как день прошёл? Что интересного узнал? С кем подружился? Кому помог?» Благодаря подобным вопросам, ребёнок чувствует вашу поддержку, внимание и заинтересованность в его жизни.
Конечно, вызывать на диалог нужно не сразу с «порога», а дайте расслабиться ему. Однако, если ребёнок возбуждён, ему не терпится поделиться чем-то важным для него, то не ссылайтесь «на занятость» и не откладывайте на «потом», выслушайте его – эти несколько минут смогут помочь ребёнку разрешить проблемный вопрос (порой, который кажется смешным для взрослых, но катастрофическим для малыша).
- Если ребёнок поздно возвратился из школы или много времени уходит на прогулки, не торопитесь его ругать… Ваш первоклассник активно устанавливает дружеские контакты, учится сотрудничать с другими детьми – ищет своё место в среде ровесников.
- Сразу после учебного дня не следует торопить ребёнка садиться за «домашнее задание». После обеда, дайте ему возможность часа два отдохнуть, чтоб восстановить силы. В любом случае с 14 до 16 часов работоспособность низкая. При желании, пусть лучше ребёнок поспит часа полтора.
- Во время выполнения домашнего задания дайте возможность заниматься самостоятельно. Не кричите, не критикуйте за «неправильно» написанный крючочек, не заставляйте по нескольку раз переписывать, не приучайте ребёнка к совместному выполнению уроков. Привыкнув, ему не захочется их делать в одиночку. Поэтому желательно сразу обозначить границы вашей помощи, постепенно их уменьшая.
Однако, если ему нужна ваша помощь, спокойно объясните «непонятки» и поддержите его: «Давай вместе разберёмся! Не волнуйся, у тебя всё получится». Даже ожидая лучшего результата, не забывайте про похвалу — стимул учиться и побеждать. А условия: «Если ты сделаешь, то…»-закрепляют привычку выполнять всё за «плюшки».
- Важно помочь ребёнку сформировать умение организовывать своё рабочее место, своевременно приступать к выполнению домашнего задания и поддерживать порядок в ходе процесса его выполнения.
- Приступив к выполнению уроков, следите за сменой его деятельности. Концентрация внимания у ребёнка не превышает 15-20 минут. Это время на выполнение задания (или его части), затем следует сделать необходимый 15-ти минутный отдых. Желательно, чтоб он был подвижным или игровым (но не «компьютерным»).
- При выполнении любого дела не позволяйте ребёнку останавливаться на середине. Важно сразу ориентировать его на выполнение любого задания от начала да конца. Это касается не только выполнения домашних уроков, но и при сборке ранца в школу, при уборке комнаты, помощи родителям и других заданий. Постепенно переставайте хвалить ребёнка за каждый шаг в работе – хвалите за результат. Особенно это касается мальчиков. Девочек – за процесс, хотя и результат имеет значение.
- Не выспрашивайте у учителя, как ведёт на уроках ваш первоклашка. При возникновении педагогических проблем, она сама вам сообщит. Однако разговор ваш должен происходить без присутствия ребёнка. Выслушав замечания учителя, не торопитесь наказывать «провинившегося» — услышьте его версию о случившемся, лишь затем делайте выводы (но без взбучки!).
- Не смотря на занятость, старайтесь ребёнку уделять хотя бы полчаса времени, не отвлекаясь на другие дела. Заканчивайте день на позитивной ноте без выяснения отношений. Даже для первоклашки вечерние ритуалы перед сном с чтением сказок или «шушуканьем про секретики» никто не отменял. Это способствует снятию напряжения, крепкому сну и лёгкому утреннему пробуждению маленького школьника.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или педагогу-психологу.
- Важно учитывать, что в течение учебного года имеются критические периоды: повышается утомляемость, снижается работоспособность и уровень усвоения учебного материала. Для первоклассников – первые 3-6 недель, конец 2-й четверти, первая неделя после зимних каникул и средина 3-й четверти. В эти периоды будьте наиболее внимательны к состоянию ребёнка и не игнорируйте его жалобы на головную боль, усталость или недомогание.
Адаптация первоклассников сложный, но неизбежный период. Самым важным показателем того, что ребёнок полностью адаптировался к школьной среде, является его удовлетворённость взаимоотношениями с одноклассниками и учителем.
Будьте рядом со своим маленьким учеником, поддерживайте его в начинании школьной жизни и тогда он полностью освоится в ней, найдёт новых друзей и будет радовать вас своими успехами!
Педагог-психолог
Анкина Т.Н.