Как разговорить молчунов?
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Существуют причины, мешающие ребёнку говорить. Когда так много хочется сказать, попросить, а не получается, детям становится плохо, возникают истерики. Если первые слова не появились в год или в два, то обратитесь к логопеду.
Рекомендации, помогающие ребёнку запустить речь, если у него нет серьёзных речевых патологий:
- Ежедневно читайте малышу книги. Хотя бы перед сном. Первые книги должны быть с большими яркими иллюстрациями. Обыгрывайте сказку. Если читаете про «Курочку Рябу», то возьмите настоящее куриное яйцо, дайте его подержать ребёнку, покажите, как оно разбивается.
- Пойте с ребёнком простые песенки-попевки, взяв его на руки, поочерёдно отхлопывая правой и левой рукой ритм мелодии по коленям малыша.
- Играйте с ребёнком в пальчиковые игры. Делайте массаж пальчиков и ладошек, приговаривая потешки.
- Прислушивайтесь вместе с ребёнком к звукам окружающей среды. «Как капает водичка? Кап-кап! Как падает камень? Бух! Как каркает ворона? Кар?»
- Создайте «Альбом малыша». На каждый лист наклейте по одной фотографии вашего ребёнка в действии. Ежедневно листайте и проговаривайте: «Саша идёт. Саша спит. Саша гуляет. Саша ест». Такие альбомы можно сделать о маме, затем о папе.
- Соберите коробочку из десяти игрушек и предметов, названия которых состоят их двух открытых слогов. Например, бу-сы, ми-ша, ва-та, ля-ля, ки-ви.
Слова такой структуры наиболее просты для произнесения. Каждый день отхлопывайте по слогам эти слова с ребёнком, прячьте игрушки, потом находите и снова называйте, отхлопывая.
Сегодня вы нашли бусы под подушкой, а миша спрятался в шкафу, а завтра ребёнок утром обнаружит вату в холодильнике, а киви под кроватью.
Играем весело! И вскоре ребёнок начнёт произносить первый слог названия предмета, а быть может и целое слово.
- Начните делать с ребёнком ежедневно артикуляционную гимнастику в игровой форме.
Научите удерживать помидорку черри губами, просовывать язычок в отверстие от бублика, щёлкать языком, как лошадка.
- Научите ребёнка дуть на бумажный кораблик, плывущий по воде, надувать мыльные пузыри, сдувать перо с ладони.
Своевременное обращение к специалисту поможет вовремя принять меры, не упустив чувствительный возраст для формирования речи ребёнка и предотвратит возникновение негативных последствий задержки речевого развития.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.