Самые нужные игрушки для запуска речи
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Какие игрушки необходимо иметь, чтобы успешно запускать и развивать речь ребёнка?
- Пластмассовые кубики основных цветов (синие, красные, жёлтые и зелёные). Они должны быть трёх размеров: маленькие, средние и большие.
«Строим забор, дорожку». Например, выкладываем кубики, чередуя синий и красный цвета (выкладывает взрослый).
– Этот кубик сюда, этот сюда. А сюда какой? Ура! Молодец!
– Этот сюда? Да! А сюда какой? Дай! Ух, ты! Спасибо! Ура!
– Зови Кису. Киса, иди сюда! (Киса побежит по кубикам: «Топ, топ, топ, топ!»)
– Где Зая? (По этой дорожке может пробежать много разных домашних животных.)
Последовательность цветов надо закреплять с ребёнком до тех пор, пока он их не усвоит.
«Строим башню». Перед ребёнком лежат кубики разных цветов и размеров. На одну сторону наклеены картинки с упрощённой слоговой структурой. Ребёнок наклейки не видит, так как они находятся внизу.
– Возьми большой зелёный кубик.
– Положи сюда красный маленький (указываем пальцем на кубик).
Если ребёнок путается, мы ему помогаем:
– Вот этот!
– Посмотри! Ух, ты! Это киса.
– Ищи тут. Ищи! Ух, ты! Тут кто? Зая! Вот это да! Давай ещё строить башни?!
- Фигурки домашних животных (объёмные). Игры: «Кто как кричит?», «А где моя мама?», «Найди малыша».
- Пластиковые фрукты и овощи (мелкие). Кормим ими животных.
- Мячи (гладкие, массажные, тряпичные, резиновые, колючие, мохнатые, шершавые, плюшевые; разных размеров).
Образец игры:
– Если крикнет Киса («мяу!»), ты кидай гладкий мяч, а если Собака («гав!»), то бросай колючий.
Колючие мячи применяем в логоритмике. (Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения туловища, головы, рук, ног сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.) Например, поём и одновременно катаем мяч по той части тела, которое называем.
- Цветные корзины и контейнеры разного размера. Даём задания на сортировку предметов по цвету, размеру.
- Фишки из цветного картона (объёмные круги). Сортируем предметы. На них можно прыгать.
Образец задания:
– Если я подниму синий кубик, то ты прыгай на синюю фишку.
- Бумажные стаканчики (10 шт.). Сюрпризный момент. В стаканчики прячем мелкие игрушки и засыпаем кусочками бумажных салфеток. Просим ребёнка подуть. (Но сначала показываем сами.)
– Ой! Смотри, кто там прятался. Это Зая!
– Дуй! (Если ребёнок не дует, выполняем это вместо него.) Ура! Смотри, кто там. Это Киса.
Можно прятать игрушки в перевёрнутых стаканчиках. Стучим по ним «тук-тук!» и спрашиваем:
– Кто там? Это же … .
- Сундучки для сюрпризных моментов (разных размеров).
- Контейнеры с музыкальными инструментами. Покупаем в двух экземплярах, чтобы не забирать у ребёнка.
- Маракас в виде погремушки.
- Палочки деревянные.
- Трещотка.
- Бубенцы.
- Бубен.
- Деревянные ложки.
- Колокольчик.
- Колотилочка.
- Маракас в виде яйца.
- Барабан.
- Природный материал: жёлуди, камни, ракушки, шишки. На прогулке собираем и раскладываем по машинкам, мешочкам.
(Обязательно учим сдувать с ладошки листики, одуванчики, снег, кусочки салфетки, задуваем свечки и т. д.)
Именно такие игры являются толчком к запуску речи. Они запускают первые речевые звукоподражания и слова.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.