Самые нужные игрушки для запуска речи

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Какие игрушки необходимо иметь, чтобы успешно запускать и развивать речь ребёнка?

  1. Пластмассовые кубики основных цветов (синие, красные, жёлтые и зелёные). Они должны быть трёх размеров: маленькие, средние и большие.

«Строим забор, дорожку». Например, выкладываем кубики, чередуя синий и красный цвета (выкладывает взрослый).

 – Этот кубик сюда, этот сюда. А сюда какой? Ура! Молодец!

– Этот сюда? Да! А сюда какой? Дай! Ух, ты! Спасибо! Ура!

– Зови Кису. Киса, иди сюда! (Киса побежит по кубикам: «Топ, топ, топ, топ!»)

– Где Зая? (По этой дорожке может пробежать много разных домашних животных.)

Последовательность цветов надо закреплять с ребёнком до тех пор, пока он их не усвоит.

«Строим башню». Перед ребёнком лежат кубики разных цветов и размеров. На одну сторону наклеены картинки с упрощённой слоговой структурой. Ребёнок наклейки не видит, так как они находятся внизу.

– Возьми большой зелёный кубик.

– Положи сюда красный маленький (указываем пальцем на кубик).

Если ребёнок путается, мы ему помогаем:

– Вот этот!

– Посмотри! Ух, ты! Это киса.

– Ищи тут. Ищи! Ух, ты! Тут кто? Зая! Вот это да! Давай ещё строить башни?!

  1. Фигурки домашних животных (объёмные). Игры: «Кто как кричит?», «А где моя мама?», «Найди малыша».
  2. Пластиковые фрукты и овощи (мелкие). Кормим ими животных.
  3. Мячи (гладкие, массажные, тряпичные, резиновые, колючие, мохнатые, шершавые, плюшевые; разных размеров).

Образец игры:

– Если крикнет Киса («мяу!»), ты кидай гладкий мяч, а если Собака («гав!»), то бросай колючий.

Колючие мячи применяем в логоритмике. (Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения туловища, головы, рук, ног сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением.  Одна из основных задач логоритмики –  устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.) Например, поём и одновременно катаем мяч по той части тела, которое называем.

  1. Цветные корзины и контейнеры разного размера. Даём задания на сортировку предметов по цвету, размеру.
  2. Фишки из цветного картона (объёмные круги). Сортируем предметы. На них можно прыгать.

Образец задания:

– Если я подниму синий кубик, то ты прыгай на синюю фишку.

  1. Бумажные стаканчики (10 шт.). Сюрпризный момент. В стаканчики прячем мелкие игрушки и засыпаем кусочками бумажных салфеток. Просим ребёнка подуть. (Но сначала показываем сами.)

– Ой! Смотри, кто там прятался. Это Зая!

– Дуй! (Если ребёнок не дует, выполняем это вместо него.) Ура! Смотри, кто там. Это Киса.

Можно прятать игрушки в перевёрнутых стаканчиках. Стучим по ним «тук-тук!» и спрашиваем:

– Кто там? Это же … .

 

  1. Сундучки для сюрпризных моментов (разных размеров).
  2. Контейнеры с музыкальными инструментами. Покупаем в двух экземплярах, чтобы не забирать у ребёнка.

 

  • Маракас в виде погремушки.
  • Палочки деревянные.
  • Трещотка.
  • Бубенцы.
  • Бубен.
  • Деревянные ложки.
  • Колокольчик.
  • Колотилочка.
  • Маракас в виде яйца.
  • Барабан.

 

  1. Природный материал: жёлуди, камни, ракушки, шишки. На прогулке собираем и раскладываем по машинкам, мешочкам.

(Обязательно учим сдувать с ладошки листики, одуванчики, снег, кусочки салфетки, задуваем свечки и т. д.)

Именно такие игры являются толчком к запуску речи. Они запускают первые речевые звукоподражания и слова.

 

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]