Консультация для родителей «Если ребёнок не говорит»

Т.Н. Анкина Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Консультация для родителей «Если ребёнок не говорит»«Наш ребенок не говорит!» — с такими словами приходят на прием мамы двух-
трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить все
на самотек?

 Вашему ребёнку третий год, а он не говорит. Родители часто списывают это на возраст, на то, что ребёнок-мальчик, а мальчики начинают позже говорить. На то, что его мама и папа начали говорить довольно поздно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но является ли эта причина основной, может определить только специалист.

Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов либо сразу после них. Задержка речевого развития может стать предвестницей серьезных диагнозов, например, моторной и сенсомоторной алалии, различных форм дизартрий, общего недоразвития речи. Основные причины задержки речевого развития — повреждения нервной системы.

 Гипоксия-это патологическое состояние, характеризующееся кислородным голоданием отдельных органов и тканей или организма в целом.

Родовая травма-повреждения тканей и органов ребёнка, вызванные механическими силами во время родов, и целостная реакция на эти повреждения со стороны организма, сопровождающаяся нарушением компенсаторно-приспособительных механизмов.
           Причины гипоксии плода:

  • пороки сердца у матери;
  • бронхиты, связанные с курением во время беременности;
  • ранние токсикозы;
  • патология пуповины;
  • анемия у беременной.

В результате гипоксии развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода значительно нарушается созревание. В результате родовой травмы возникает недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и «расстраиваются» функции головного мозга. Страдают его структуры, отвечающие за речь, внимание, поведение, эмоции.

 

Возможные причины задержки речевого развития

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку-ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка-ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека-в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их. Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:  

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Задержка речевого развития можeт наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с ребенком заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни, т.е. стимулировать появление речи. Вернувшись с работы, они предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку. Так что вместо мамы с папой у ребенка главный источник информации — телевизор, который блокирует внимание, перегружает мозг ребенка.

Уважаемые родители! Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажите ему помощь, тем эффективнее она будет.

  • Проводите больше времени с ним, читая ему книги.
  • Рассказывайте стихи и пойте вместе песни.
  • Называйте предметы и просите ребенка показать их.
  • Смотрите на него, когда говорите с ним. Используйте паузы и повторения слов и фраз, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали.
  • Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, используя доступные для него слова, и поступайте так же в отношении ваших собственных действий.
  • Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, загадки, игры, где применяются эти звуки.
  • Повторяйте новые слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день.
  • Давайте ему задания, пользуясь простыми командами: «подними мяч», «брось мяч». Предварительно объясните ребенку, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Используйте слова, обозначающие последовательность действий: «сначалa», «подожди», «после», затем», «до», «в конце».
  • Помогайте ребенку классифицировать окружающие его предметы и вещи, описывая для чего они предназначены, что с ними можно делать или делать нельзя.
  • Наберитесь терпения! На самом деле, ребенку совершенно все равно, во что и какими игрушками играть — лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Пройдет какое-то время – и малыш порадует вас первыми словами.

                                                                                                       Педагог — психолог

                                                                                                       ГБУ ЦППМСП м. р. Шенталинский

                                                                                                       Т. Н. Анкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]