Как помочь детям при нарушениях структуры слова?

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Что делать при перестановках, пропусках, недописывании слогов и букв?

  1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового ритма.
  2. Запись слова с проговариванием.
  3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом слова подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный + гласный), а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с орфографией.
  4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.
  5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением экрана (ширмочки и т. п.).
  6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам (дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).
  7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью тоже под такт.
  8. До записи слова требуется, чтобы учащийся посчитал количество букв в нём и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчёта букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в противном случае находится ошибка и слово записывается заново. Полезно также каждую букву слова узнавать в других её сочетаниях, сравнивать соответствующую ей артикуляцию со сходной, сочетать её с разными гласными (па-по-пу и т. д.).
  9. При недописывании слов следует побольше давать упражнений на их дописывание (учит…, книж…, удоч…), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полностью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова приставляется карточка с его окончанием; можно составлять целые фразы. Детей нужно заставлять произносить особенно чётко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой заканчивает его.

Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с рифмующимся словом.

Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением определённых и вполне посильных ученику заданий (подчёркивание, обводка определённых букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на заданные буквы).

 

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Как помочь детям при нарушениях структуры слова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *