Как научить детей различать гласные и согласные звуки?
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Фонетический разбор для учащихся начальной школы – это одно из самых трудных заданий. Чтобы определить, какой перед тобой звук, ученику нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без чёткого понимания разницы ребёнок будет постоянно путаться.
Чтобы помочь ученику научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил.
- Не говорите ребёнку о том, что гласные поются, а согласные нет. Изобретательные дети покажут вам, как можно петь звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, м, н, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – лучше не использовать.
- Ребёнок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдёт. Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте зеркальце – пусть он сравнивает, как ведёт себя ротик, когда ребёнок по очереди произносит гласные и согласные звуки.
- Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал». Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмёт, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали, как обхитрить змея. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея». Ребёнок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «С тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».
Сначала выучите с детьми гласные звуки, а потом согласные. Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.
- Тренируйтесь различать звуки в игре. Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребёнком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всех крикнуть, дольше всего пропеть. Когда ты его произносишь, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ему возможность прокричать звук и рассматривать себя в зеркале.
Будьте уверены, ребёнок найдёт разгадку!
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.