Как распознать и помочь ученику с дислексией?

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения.

В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых. Дислексия начинает проявляться в младшем школьном возрасте.

Симптоматика дислексии

  1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков, а также замены графически сходных букв.
  2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова.
  3. Искажение звуко-слоговой структуры слова.
  4. Нарушение понимания прочитанного.
  5. Аграмматизмы при чтении.
  6. Нарушение звукопроизношения.
  7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.
  8. Трудности ориентировки во всех пространственных направлениях.
  9. Неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.
  10. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или её нарушение (левшество).

Диагностика дислексии:

  • найти нужную букву;
  • придумать как можно больше слов, начинающихся с определённого звука;
  • выделить в заданном слове все гласные и согласные;
  • сравнить по звуковому составу слова, отличающиеся одним звуком (кот-кит, мак-рак);
  • посчитать количество букв в слове или слов в предложении;
  • составить короткий рассказ по серии картинок.

Виды дислексии и методы исправления

  • Оптическая дислексия требует работу над зрительно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном анализе.
  • Семантическая требует развивать слоговой анализ и словарь, проводить работу по формированию грамматических систем.

Рекомендации для учителей:

Переписывание с доски.

  1. Если на доске написано много информации, используйте мелки разного цвета для каждой строки или подчёркивайте каждую вторую строку отдельным цветом.
  2. Пусть между словами и строками будет больше места.
  3. Оставляйте информацию, написанную на доске, надолго. Не подгоняйте ребёнка и не стирайте текст, пока ребёнок не закончит переписывать.
  4. Никогда не говорите слова «Быстрее, поторопись, скоро звонок, ты не успеешь и т.п.».
  5. Дети-дислексики переписывают слова по буквам, при этом они делают меньше ошибок, но это занимает много времени. Старайтесь следить, чтобы ребёнок переписывал текст отдельными словами, а затем и словосочетаниями. Пусть посмотрит на слово столько, сколько нужно, прочитает его и составит его зрительный образ. А потом, не подглядывая на доску или в учебник, перепишет слово в тетрадь, как бы «из головы». Проговаривание слов при переписывании с такими детьми не работает, так как у них нарушено фонематическое восприятие.

Чтение.

  1. Очень важна структурированная программа чтения, которая включает в себя все повторения и постепенное знакомство с новыми словами. Это позволяет ребёнку обрести уверенность в себе и развивать навыки чтения.
  2. Очень важно убедиться, что ребёнок усвоил значение всех новых слов, определений и терминов, иначе дальше дело не пойдёт. Старайтесь выделить в тексте все незнакомые моменты и подробно разобрать их. У ребёнка должна сложиться полная картинка прочитанного.
  3. Не требуйте от учеников читать книги, выходящие за пределы их уровня, так как это сразу снизит мотивацию. Когда требования посильны, мотивация гораздо лучше. Если ему придётся кропотливо трудиться над каждым словом, он забудет смысл прочитанного.
  4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесёт! Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов.
  5. Избавьте ребёнка-дислексика от мучения читать вслух перед всем классом! В качестве альтернативы можете дать ребёнку дополнительное время на подготовку выбранного отрывка дома. Это поможет показать, что ребёнок способен читать вслух, как другие дети.
  6. Хорошо читать по ролям с родителями или учителем – это наверняка вызовет интерес к книгам. Аудиозаписи книг могут доставить удовольствие и пользу, увеличивая словарный запас.
  7. Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения! У ребёнка-дислексика на этой почве может развиться невроз!
  8. Помните, что чтение должно приносить радость!

Правописание.

  1. Многие из стандартных методик обучения правописанию не помогают ребёнку-дислексику.
  2. Слова для словарных диктантов лучше группировать по теме, а не по их составу.
  3. Постепенно нужно учить детей самопроверке. Дислексики не способны исправлять слова в процессе написания, но их можно научить искать их наиболее типичные ошибки.
  4. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению)!
  5. Ежедневно в течение не больше 5 минут в любом тексте (только не на мелком) пусть ребёнок зачёркивает заданные буквы. Начинать надо с гласной, затем перейти к согласным. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребёнка имеются проблемы. Например: Ж-Ш, Б-В и т.д. Через 2-2,5 месяца таких упражнений улучшается качество письма.
  6. Не пишите больших диктантов с ребёнком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребёнок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  7. Пишите карандашом короткие диктанты. Небольшой текст не утомит ребёнка, он будет делать меньше ошибок. Ошибки в тексте не исправляйте. Просто пометьте на полях галочками (ни в коем случае красным цветом!). Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. Он имеет возможность не зачёркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.
  8. Не требуйте каллиграфического написания букв, это может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребёнка. Ему нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки.
  9. Помните, что орфографические ошибки не являются признаком низкого интеллекта.

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *