Игры и упражнения для преодоления дислексии

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Если младшие  школьники испытывают сложности в освоении навыков чтения, то им помогут следующие упражнения и игры.

  1. Упражнение для чёткости и внятности произношения. Ребёнку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:
  • муха летит по комнате «з-з-з»;
  • собака рычит на кошку «р-р-р»;
  • змея ползёт на траве «ш-ш-ш»;
  • шмель садится на цветок «ж-ж-ж»;
  • лошадка бежит по полю «цок-цок-цок» и др.
  1. Упражнение. Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:
  • КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
  • ВГДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
  • ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.

Прочитать чистоговорки медленно и внятно:

     – ру-ру-ру – убежала кенгуру;

     – ты-ты-ты – замяукали коты;

     – чи-чи-чи – покатились все мячи.

     Прочитать шёпотом в умеренном темпе:

  • арна – арла;
  • аржа – арка;
  • арла – арма;
  • арба – арфа.

Прочитать громко и как можно быстрее:

  • жечь – печь – лечь;
  • дверь – червь – зверь;
  • мел – кол – ил;
  • жарь – парь – гарь.

     Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:

  • каково волокно, таково и полотно;
  • полили ли лилию, видели ли Лидию;
  • корабли лавировали, лавировали да не вылавировали;
  • на горе гогочут гуси, под горой огонь горит;
  • наш дуда и туда и сюда.
  1. Игра «Что в сундучке?»

Для данного упражнения необходимо изготовить объёмные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины или вырезать из твёрдого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребёнку предлагается несколько вариантов данной игры:

  1. Определить на ощупь букву алфавита и описать её. После этого вынуть букву и составить с ней слова. Можно усложнить задачу, требуя, чтобы конкретная буква находилась в начале, конце или середине придуманного ребёнком слова.
  2. В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребёнок достаёт буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.
  3. Работа с мячиком

 Для данного задания понадобится резиновый мячик, который легко сжимается, и любая детская книга с лёгким текстом. Ребёнку необходимо читать слова по слогам, сопровождая озвучивание каждого слога стискиванием мяча двумя руками или поочерёдно правой и левой рукой.

  1. Игра «Лесенка»

Ребёнку предлагается прочитать слова с различным количеством слогов, которые расположены в виде лесенки:

ЁЖ

РАК

СВОЙ

КОМОК

ЛОШАДЬ

ДЕВОЧКА

ПРЕЗИДЕНТ

ШЕСТЕРЁНКА

ШЕЛКОВИСТЫЙ

При этом школьнику необходимо выполнить несколько заданий:

  1. прочитать слова, расположенные в «лесенке», сверху вниз;
  2. если встречается непонятное, следует узнать, что оно означает, и прочитать его несколько раз;
  3. если слово сложно прочесть целиком, необходимо поделить его на слоги или буквы, а потом соединить в одно целое;
  4. прочитать «лесенку» снизу вверх.
  5. Чтение слов с одинаковым корнем

Упражнение позволяет улучшать навыки чтения, а также восполнять упущения в развитии лексического словарного запаса. Ребёнку выдаются карточки с написанными на них схожими по звучанию и значению словами. Их необходимо распределить на два столбика, соответственно смысловой нагрузке.

  • карточки первой группы: гора, горка, горушка, горный, гористый, пригорок;
  • карточки второй группы: горе, горько, горевать, горюшко, пригорюнился, горемычный.
  1. Работа над установкой правильного порядка слов

Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Нужно составить предложения в соответствии с картинкой. Необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение. Следить за тем, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно.

 

 

Девочка катается.

_________   ________  на  ________ .

_________   ________  на  ________ в ________ .

_________   ________  на  ________ в ________ и  ________ .

 

Проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения.

 

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *