Игры и упражнения для преодоления дислексии
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Если младшие школьники испытывают сложности в освоении навыков чтения, то им помогут следующие упражнения и игры.
- Упражнение для чёткости и внятности произношения. Ребёнку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:
- муха летит по комнате «з-з-з»;
- собака рычит на кошку «р-р-р»;
- змея ползёт на траве «ш-ш-ш»;
- шмель садится на цветок «ж-ж-ж»;
- лошадка бежит по полю «цок-цок-цок» и др.
- Упражнение. Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:
- КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
- ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
- ВГДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
- ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.
Прочитать чистоговорки медленно и внятно:
– ру-ру-ру – убежала кенгуру;
– ты-ты-ты – замяукали коты;
– чи-чи-чи – покатились все мячи.
Прочитать шёпотом в умеренном темпе:
- арна – арла;
- аржа – арка;
- арла – арма;
- арба – арфа.
Прочитать громко и как можно быстрее:
- жечь – печь – лечь;
- дверь – червь – зверь;
- мел – кол – ил;
- жарь – парь – гарь.
Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:
- каково волокно, таково и полотно;
- полили ли лилию, видели ли Лидию;
- корабли лавировали, лавировали да не вылавировали;
- на горе гогочут гуси, под горой огонь горит;
- наш дуда и туда и сюда.
- Игра «Что в сундучке?»
Для данного упражнения необходимо изготовить объёмные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины или вырезать из твёрдого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребёнку предлагается несколько вариантов данной игры:
- Определить на ощупь букву алфавита и описать её. После этого вынуть букву и составить с ней слова. Можно усложнить задачу, требуя, чтобы конкретная буква находилась в начале, конце или середине придуманного ребёнком слова.
- В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребёнок достаёт буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.
- Работа с мячиком
Для данного задания понадобится резиновый мячик, который легко сжимается, и любая детская книга с лёгким текстом. Ребёнку необходимо читать слова по слогам, сопровождая озвучивание каждого слога стискиванием мяча двумя руками или поочерёдно правой и левой рукой.
- Игра «Лесенка»
Ребёнку предлагается прочитать слова с различным количеством слогов, которые расположены в виде лесенки:
ЁЖ
РАК
СВОЙ
КОМОК
ЛОШАДЬ
ДЕВОЧКА
ПРЕЗИДЕНТ
ШЕСТЕРЁНКА
ШЕЛКОВИСТЫЙ
При этом школьнику необходимо выполнить несколько заданий:
- прочитать слова, расположенные в «лесенке», сверху вниз;
- если встречается непонятное, следует узнать, что оно означает, и прочитать его несколько раз;
- если слово сложно прочесть целиком, необходимо поделить его на слоги или буквы, а потом соединить в одно целое;
- прочитать «лесенку» снизу вверх.
- Чтение слов с одинаковым корнем
Упражнение позволяет улучшать навыки чтения, а также восполнять упущения в развитии лексического словарного запаса. Ребёнку выдаются карточки с написанными на них схожими по звучанию и значению словами. Их необходимо распределить на два столбика, соответственно смысловой нагрузке.
- карточки первой группы: гора, горка, горушка, горный, гористый, пригорок;
- карточки второй группы: горе, горько, горевать, горюшко, пригорюнился, горемычный.
- Работа над установкой правильного порядка слов
Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Нужно составить предложения в соответствии с картинкой. Необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение. Следить за тем, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно.
Девочка катается.
_________ ________ на ________ .
_________ ________ на ________ в ________ .
_________ ________ на ________ в ________ и ________ .
Проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.