Предупреждение дисграфии у дошкольников

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребёнка наблюдается специфическая проблема – дисграфия: ребёнок не может написать без ошибок практически ни одного слова. Хотя проблем с интеллектуальным развитием нет.

Как появляется дисграфия? Основная причина – наследственность (незрелые клетки определённых отделов мозга) и:

  • биологические факторы: родовые травмы, патологии развития плода при беременности;
  • недостаток общения с малышом в раннем возрасте;
  • неправильное произношение у членов семьи;
  • длительное коверкание слов, «сюсюканье» с детьми;
  • общение родителей на разных языках.

Дисграфия начинается ещё в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо своевременно формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться в пространстве, психические процессы (внимание, память, мышление, восприятие), готовить к обучению грамоте через знакомство с такими понятиями, как «звук», «слово», «предложение».

Предпосылки дисграфии  детей

  1. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков. Рак – лак, стол – штол, жук – зук, бублик – пуплик.
  2. Наличие полных звуковых замен в устной речи, которые также касаются артикуляторно близких звуков. При этом нарушении надо работать над правильным произношением звуков, чтобы не было в будущем буквенных замен на письме.
  3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных дошкольникам:

 – узнавание звука на фоне слова;

– выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова;

– определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец.

Если ребёнок старшего дошкольного возраста не способен даже в этих пределах «почувствовать» звуковой состав слова, он не сможет в положенный срок овладеть полным фонематическим анализом слов.

  1. Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, что затрудняет ребёнку дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой.
  2. Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования, что проявляется в неправильном употреблении ребёнком окончаний слов в устной речи.

 

Предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям

  1. Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе может привести к ошибкам на письме и в чтении. Перед школой ребёнок должен хорошо овладеть такими понятиями, как «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».

Дошкольник должен понимать различия между:

  • буквой и звуком;
  • гласным и согласным;
  • словом, слогом и звуком;
  • твёрдыми и мягкими согласными;
  • звонкими и глухими согласными.

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.

  1. Если у ребёнка были нарушения звукопроизношения, и он заменял

один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начать обучать ребёнка письму и чтению. Различение звуков, которые ребёнок неправильно произносил, путал и заменял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии.

  1. При знакомстве с буквами необходимо учить называть её звуковым аналогом: [В], а не [ВЭ], [Щ], а не [ЩА], или [ЩЕ], [Л], а не [ЭЛ], или [ЛЭ]. Сразу же нужно учить ребёнка читать букву только одним звуком, который её обозначает. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искажённым звуковым образом буквы, ребёнок будет писать вместо «ваза» – «вэаза», вместо «щука» – «щаука», вместо «лапа» – «лэапэа», потому что ребёнок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.
  2. При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребёнка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребёнок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит на письме.
  3. Рекомендуется для предупреждения дисграфии учить детей повторять последовательность хлопков руками за взрослым в определённом ритме от простого к сложному.
  4. Включать развитие познавательных процессов, обогащение словарного запаса, специальные дидактические игры.
  5. Уделять особое внимание уровню эмоционального развития, развитию невербальных процессов (общение без слов через образы, жесты, мимику), способности к общению, наблюдательности, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Таким образом, предупреждать возможные нарушения письменной речи необходимо в процессе специальной целенаправленной деятельности и необходимых условий, в которых самое активное и непосредственное участие принимают сами дети.

 

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *