Предупреждение дисграфии у дошкольников
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребёнка наблюдается специфическая проблема – дисграфия: ребёнок не может написать без ошибок практически ни одного слова. Хотя проблем с интеллектуальным развитием нет.
Как появляется дисграфия? Основная причина – наследственность (незрелые клетки определённых отделов мозга) и:
- биологические факторы: родовые травмы, патологии развития плода при беременности;
- недостаток общения с малышом в раннем возрасте;
- неправильное произношение у членов семьи;
- длительное коверкание слов, «сюсюканье» с детьми;
- общение родителей на разных языках.
Дисграфия начинается ещё в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо своевременно формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться в пространстве, психические процессы (внимание, память, мышление, восприятие), готовить к обучению грамоте через знакомство с такими понятиями, как «звук», «слово», «предложение».
Предпосылки дисграфии детей
- Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков. Рак – лак, стол – штол, жук – зук, бублик – пуплик.
- Наличие полных звуковых замен в устной речи, которые также касаются артикуляторно близких звуков. При этом нарушении надо работать над правильным произношением звуков, чтобы не было в будущем буквенных замен на письме.
- Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных дошкольникам:
– узнавание звука на фоне слова;
– выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова;
– определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец.
Если ребёнок старшего дошкольного возраста не способен даже в этих пределах «почувствовать» звуковой состав слова, он не сможет в положенный срок овладеть полным фонематическим анализом слов.
- Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, что затрудняет ребёнку дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой.
- Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования, что проявляется в неправильном употреблении ребёнком окончаний слов в устной речи.
Предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям
- Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе может привести к ошибкам на письме и в чтении. Перед школой ребёнок должен хорошо овладеть такими понятиями, как «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».
Дошкольник должен понимать различия между:
- буквой и звуком;
- гласным и согласным;
- словом, слогом и звуком;
- твёрдыми и мягкими согласными;
- звонкими и глухими согласными.
Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.
- Если у ребёнка были нарушения звукопроизношения, и он заменял
один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начать обучать ребёнка письму и чтению. Различение звуков, которые ребёнок неправильно произносил, путал и заменял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии.
- При знакомстве с буквами необходимо учить называть её звуковым аналогом: [В], а не [ВЭ], [Щ], а не [ЩА], или [ЩЕ], [Л], а не [ЭЛ], или [ЛЭ]. Сразу же нужно учить ребёнка читать букву только одним звуком, который её обозначает. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искажённым звуковым образом буквы, ребёнок будет писать вместо «ваза» – «вэаза», вместо «щука» – «щаука», вместо «лапа» – «лэапэа», потому что ребёнок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.
- При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребёнка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребёнок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит на письме.
- Рекомендуется для предупреждения дисграфии учить детей повторять последовательность хлопков руками за взрослым в определённом ритме от простого к сложному.
- Включать развитие познавательных процессов, обогащение словарного запаса, специальные дидактические игры.
- Уделять особое внимание уровню эмоционального развития, развитию невербальных процессов (общение без слов через образы, жесты, мимику), способности к общению, наблюдательности, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания.
Таким образом, предупреждать возможные нарушения письменной речи необходимо в процессе специальной целенаправленной деятельности и необходимых условий, в которых самое активное и непосредственное участие принимают сами дети.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.