Обучающие игры с камешками «Марблс»

А.И. Рахматова - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Многие наверняка видели эти цветные стеклянные камешки в магазине и, не обращая внимания, проходили мимо. А зря!.. Эти камешки называются «Марблс». Они  не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и позволяют расширять представления об окружающей действительности и словарный запас; формировать готовность к обучению грамоте; закреплять умение  в ориентировке на плоскости, навыки порядкового и количественного счета; развивать внимание, память, мышление, чувство ритма, цвета, композиции; активизировать тактильно-двигательный, слуховой, зрительный анализаторы; формировать сенсорные эталоны; осуществлять развитие фантазии, воображения и творчества.

Камешки «Марблс» играют в создании эмоционально — положительного настроения у детей и способствуют формированию мотивации к обучению.   Перед началом игр необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности: камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно; их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.

 Описание игр:

1. «Графический диктант». Педагог дает инструкцию: положите красный камешек  — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, и так далее. Ребенок выполняет манипуляции с камешками в рамочке. Проверяем по карточке.

2. «Веселая змейка». Педагог уточняет, как ползет гусеница – не по прямой линии, то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда вперед, затем диктует ребенку направление движения гусеницы,  дети выкладывают камешки в рамочку, сколько успеют до следующей инструкции. Проверяем полученную гусеницу.

3. «Найди и назови».  У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет марблс есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови,  каких овощей больше всего?

4. «Расскажи про свой узор?».  Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это может быть, что угодно. Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – красный шарик- это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек  и т. д.»

5. «Зоркий глаз» выложить 5 любых камешков на первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.

6. «Золушка» — сортируем по цветам, первый ряд синий, второй желтый и прочее.

7. «Строитель». Выложить определенную букву, цифру из камешков в рамочке.

8. «Жадина». У ребенка есть картинки с предметами разного рода. Необходимо  назвать предмет, определить род вложить в рамочку камешек определенно цвета (мужской род – синий, женский — красный, средний — желтый).

9. «Ходилка». Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он выбирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

10. «Звуко — буквенный анализ слов». Выложить схему слова, каждый звук — определенным цветом камешка: красный — гласные, зеленый – мягкие согласные, синий — твердые согласные звуки. Рамочка позволяет проанализировать 5 слов из количества не более 5 звуков, что для ребенка дошкольника более, чем достаточно.

11. «Мозаика».  Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.

12. «Крестики — нолики».  Берем 2 цвета камешков синие и зеленые, работаем над звуком, дифференцируем по твердости- мягкости. Один игрок называет слова с твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики- нолики», другой аналогично с твердым. В случае затруднения ход переходит к другому игроку.

13. «Лабиринты». Берем два — три цвета кубиков, красный – произнес не правильно, желтый — произнес не совсем четко, зеленый произнес правильно.

Автоматизируем звук в словах и выкладываем последовательно камешки в рамочку. Анализируем проделанную работу.

14. «Художник». Выложить заданный предмет из камешков (предлагаются карточки  с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное изображение.

15. «Укрась». Выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где можно использовать данный узор.

16. «Поставь камешек на место». Педагог предлагает инструкцию: «Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний». Дети выполняют.  Проверку задания можно выполнить через предъявление карточки – проверки  к заданию.

17. «Сочинялки». Выложить камешки в рамочку в  произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы  по цветам камешков и просто называть слова: желтое — солнышко, красный — шарик,  синий флажок, зеленый листик.

18. «Гирлянда». Заполнить рамочку последовательно камешками по заданному образцу,  обязательно соблюдение целостности гирлянды и последовательность рисунка.

19. «Исправлялки». В рамочке есть  изображение буквы или цифры. Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.

20. «Магия».  Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.

Данные игры  являются универсальными, так как могут быть использованы в своей работе учителями-логопедами,  дефектологами, воспитателями, а также родителями  для занятий и игр с ребенком дома.  

Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский: Рахматова Айгуль Ильясовна.

Обучающие игры с камешками «Марблс»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]