Психологическая готовность к школьному обучению
В.В. Волкова Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка. Психологическая готовность во многом предопределяет будущую успешность.
Общеизвестно, что все дети хотят стать учениками, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пойдет быстро, если ребенок психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- Интеллектуальную готовность;
- Волевую готовность;
- Личностную готовность;
- Коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие:
— зрительного восприятия (способность зрительно расчленять фигуру на заданные элементы, развитие пространственных представлений);
— внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость);
— мышления (способность логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями);
— память (кратковременной и долговременной);
— мыслительных операций анализ, синтез и обобщения.
К 6-7 годам ребенок должен знать:
— свой адрес и название села (города) в котором он живет;
— название страны и её столицу;
— имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
— времена года, их последовательность и основные признаки;
— название месяцев, дней недели;
— основные виды деревьев и цветов;
— ему следует различать домашних и диких животных;
— понимать, что бабушка – это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль и коррекцию своей деятельность (принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат свой деятельности), а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствует изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность предполагает
— умение определять временную последовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет, пересказывать прослушанный текст;
— умение ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе;
— способность включаться в детское сообщество, действовать совместно с другими детьми, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Личностная готовность подразумевает понимание ребёнком причин своего успеха/неуспеха в деятельности; наличие у ребенка желание принять новую социальную роль – роль школьника; предполагает ориентацию ребенка на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
С этой целью родителям необходимо:
— объяснять своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку;
— следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу;
— причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Удачи и терпения вам, уважаемые родители, в подготовке детей к школе!