Психологическая готовность к школьному обучению

В.В. Волкова Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области  |

Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка. Психологическая готовность во многом предопределяет будущую успешность.

Общеизвестно, что все дети хотят стать учениками, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пойдет быстро, если ребенок психологически подготовлен к школе.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

  1. Интеллектуальную готовность;
  2. Волевую готовность;
  3. Личностную готовность;
  4. Коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие:

— зрительного восприятия (способность зрительно расчленять фигуру на заданные элементы, развитие пространственных представлений);

— внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость);

— мышления (способность логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями);

— память (кратковременной и долговременной);

—  мыслительных операций анализ, синтез и обобщения.

К 6-7 годам ребенок должен знать:

— свой адрес и название села (города) в котором он живет;

— название страны и её столицу;

— имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

— времена года, их последовательность и основные признаки;

— название месяцев, дней недели;

— основные виды деревьев и цветов;

— ему следует различать домашних и диких животных;

— понимать, что бабушка – это мама отца или матери.

Иными словами,  он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль и коррекцию своей деятельность (принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат свой деятельности), а также умение длительно выполнять не очень  привлекательную работу.

Развитию волевой готовности  к школе способствует изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиться на постройке или рисовании.

Коммуникативная  готовность  предполагает

— умение определять временную последовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет, пересказывать прослушанный текст;

— умение ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе;

— способность включаться в детское сообщество, действовать совместно с другими детьми, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Личностная готовность  подразумевает понимание ребёнком причин своего успеха/неуспеха в деятельности; наличие у ребенка желание принять новую социальную роль – роль школьника; предполагает ориентацию ребенка на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

С этой целью родителям необходимо:

— объяснять своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку;

— следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок   должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу;

— причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Удачи и терпения вам, уважаемые родители, в подготовке детей к школе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]