Как сделать стресс полезным
Артюхина О.Н. педагог-психолог ГБОУ Шенталинский ППМС-центр
Стресс – напряженное состояние человека, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных условий ситуации.
В зависимости от индивидуальных особенностей человек по-разному реагирует на стресс. Одни становятся сверхвозбужденными, суетятся, много говорят, много двигаются. Другие резко замедляются, впадают в состояние эмоционального «ступора», замолкают и временно как бы «выключаются» из жизни и общения.
Стресс может способствовать мобилизации человека, повысить его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности – это конструктивный или полезный стресс. Но стресс может и разрушить человека, снизить эффективность его работы и качество жизни – это деструктивный или разрушающий стресс.
Какой вид стресса мы переживаем, зависит от силы и длительности воздействия стресс-фактора, нашей чувствительности к воздействию неблагоприятных условий и от наших возможностей им противостоять.
Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» — тот индивидуальный уровень напряженности, до достижения которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека существенно снижаются успешность работы и качество жизни. В этом случае стресс становится губительным. У человека возникает усталость от стресса, истощение; он может даже заболеть.
Как же относиться к стрессу?
Не следует бояться стресса или стремиться, во что бы то ни стало избегать его. Полезно поставить перед собой такие задачи:
— научиться регулировать свое состояние в стрессовой ситуации;
— важно найти свои индивидуальные способы защиты от разрушающего стресса и практиковать их во время возникновения стрессовой ситуации в жизни.
Способы снятия нервно-психического напряжения:
- Прочитать молитву;
- Лечь спать;
- Поесть;
- Посчитать до 10;
- Принять контрастный душ;
- Спеть любимую песню;
- Побить подушку;
- Рассказать другу;
- Порвать бумагу на мелкие кусочки;
- Послушать расслабляющую музыку;
- Использовать трудотерапию, шопинг-терапию;
- Сделать физические упражнения.
Люди, научившиеся владеть собой, владеющие психотехникой личной саморегуляции, более успешны в жизни. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.
Необходимо искать способы остановить самого себя:
— Сделать паузу в общении (помолчать несколько минут вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание);
— Выйти из комнаты;
— Переместиться в другую, отдаленную часть помещения.
Нужно перевести свою энергию в другую форму деятельности:
— Перебрать свои бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;
— Выйти в коридор или на улицу и поговорить с симпатичными вам людьми на нейтральные темы;
— Подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю и снегу;
— Обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;
— Зайти в туалетную комнату и опустить на 2-3 минуты ладони под холодную воду.
Такой «перерыв» нужно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки себя» вошло в привычку.
Следует серьезно задуматься над тем, какие действия помогают снять напряжение. Что нас больше всего радует? Чем мы занимаемся с удовольствием? И стараться каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.
Артюхина О.Н. педагог-психолог
ГБОУ Шенталинский ППМС-центр