Когда начинаются экзамены

Артюхина О.Н. педагог-психолог
 ГБОУ Шенталинский ППМС-центр

(практические рекомендации психолога)
Подготовка к экзаменам – напряженный и ответственный период. То от этого насколько учащийся правильно организует режим занятий и отдыха, во многом будет зависеть успешная сдача экзаменов.
Интенсивная умственная деятельность и повышенная статистическая нагрузка, ограничение двигательной активности, эмоциональные напряжения – всё это потребует от учащихся четкого, рационального режима дня и соблюдения гигиенических условий в процессе труда и отдыха, которые обеспечили бы высокую работоспособность.

Многие нарушения организации режима самостоятельных занятий и времени отдыха в этот период связаны с отсутствием у школьников знаний и навыков в планировании своей деятельности. Нередко учащиеся, предоставленные самим себе, непродуктивно работают днём, а потом занимаются до позднего вечера, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Всё это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовке к экзаменам.
Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям организма учащегося. У некоторых учащихся с самого начала дня отмечается достаточно высокая умственная работоспособность, а в процессе занятий восприятие учебного материала постепенно ослабевает. Таким учащимся рекомендуется начинать занятия с самых сложных разделов, а потом перейти к повторению более лёгких вопросов. Другие учащиеся в начале дня обычно ощущают вялость, заторможенность. Но постепенно это состояние проходит и наступает период оптимальной умственной работоспособности. В таких случаях, наоборот, следует идти от простого к сложному, от более легких вопросов к изучению более трудных.
Одним из условий поддержания высокой работоспособности является смена видов деятельности.
Некоторые учащиеся считают, что музыка, шум, разговоры, не мешают им во время занятий. Но отрицательное влияние этого фактора самым неблагоприятным образом сказывается на работоспособности.
В период подготовки к экзаменам некоторые учащиеся приобретают вредную привычку заниматься поздно вечером и даже ночью. Это приводит к истощению нервной системы, хроническому состоянию сонливости. И как следствие – низкая работоспособность.
Психоэмоциональное напряжение особенно проявляется у учащихся накануне экзаменов. Поэтому в этот день следует заниматься только до обеда. А после обеда нужно отдохнуть, потом погулять в парке, пораньше лечь спать.
Во время экзамена, нередко, учащиеся не столько вдумываются в вопрос билета, сколько лихорадочно следят, как спрашивают других. Составление плана ответа и стремление отвечать так, будто педагог ничего не знает из сообщаемого помогут отвечать более последовательно и логически.
Умение сдавать экзамены требует от учащихся определенных способностей и навыков. Главное – постараться быть спокойнее. Целесообразно провести предварительную репетицию по всем правилам настоящих экзаменов. Несколько таких репетиций помогут снизить нервозность и растерянность, а на подлинном экзамене появятся уверенность и спокойствие.

Пища для ума. Привет, nuts !
Во время подготовки к экзаменам полезно грызть морковь, капусту, несоленые орешки. Клубника, лимоны, бананы, инжир тоже хорошие помощники в учебе, содержащиеся в них витамины и микроэлементы активизируют работу мозга.
Лимоны освежают мысли и обеспечивают восприятие информации.
Капуста снимает нервозность.
Бананы содержат сиротин – вещество, необходимое мозгу, чтобы тот сигнализировал: «вы счастливы».
Орехи укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

Упражнение «Стряхни»
Цель: избавиться от негативного, мешающего и неприятного.
Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас, может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто – то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто – то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти плечи. При этом представляйте, как всё неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой.
Будет ещё полезнее, если вы будете издавать при этом, какие – нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясётся рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь бодрее и веселее, будто заново родились.
Проанализируйте ваше самочувствие после выполнения упражнения.
Таким образом, правильная организация всего экзаменационного периода (соблюдение режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжелательная обстановка) значительно снизит его отрицательное влияние на организм школьника, будет способствовать успешной сдаче экзаменов.

Артюхина О.Н. педагог-психолог
ГБОУ Шенталинский ППМС-центр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]