Как сделать стресс полезным

Артюхина О.Н. педагог-психолог
ГБОУ Шенталинский ППМС-центр

       

   Стресс – напряженное состояние человека, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных условий ситуации.

В зависимости от индивидуальных особенностей человек по-разному реагирует на стресс. Одни становятся сверхвозбужденными, суетятся, много говорят, много двигаются. Другие резко замедляются, впадают в состояние эмоционального «ступора», замолкают и временно как бы «выключаются» из жизни и общения.

Стресс может способствовать мобилизации человека, повысить его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности – это конструктивный или полезный стресс. Но стресс может и разрушить человека, снизить эффективность его работы и качество жизни – это деструктивный  или разрушающий стресс.

Какой вид стресса мы переживаем,  зависит от силы и длительности воздействия стресс-фактора, нашей чувствительности к воздействию неблагоприятных условий и от наших возможностей им противостоять.

Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» — тот индивидуальный уровень напряженности, до достижения которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека существенно снижаются успешность работы и качество жизни. В этом случае стресс становится губительным. У человека возникает усталость от стресса, истощение; он может даже заболеть.

Как же относиться к стрессу?

Не следует бояться стресса или стремиться, во что бы то ни стало избегать его. Полезно поставить перед собой такие задачи:

— научиться регулировать свое состояние в стрессовой ситуации;

— важно найти свои индивидуальные способы защиты от разрушающего стресса и практиковать их во время возникновения стрессовой ситуации в жизни.

Способы снятия нервно-психического напряжения:

  • Прочитать молитву;
  • Лечь спать;
  • Поесть;
  • Посчитать до 10;
  • Принять контрастный душ;
  • Спеть любимую песню;
  • Побить подушку;
  • Рассказать другу;
  • Порвать бумагу на мелкие кусочки;
  • Послушать расслабляющую музыку;
  • Использовать трудотерапию, шопинг-терапию;
  • Сделать физические упражнения.

 

Люди, научившиеся владеть собой, владеющие психотехникой личной саморегуляции, более успешны в жизни. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.

Необходимо искать способы остановить самого себя:

— Сделать паузу в общении (помолчать несколько минут вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание);

— Выйти из комнаты;

— Переместиться в другую, отдаленную часть помещения.

Нужно перевести свою энергию в другую форму деятельности:

— Перебрать свои бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;

— Выйти в коридор или на улицу и поговорить с симпатичными вам  людьми на нейтральные темы;

— Подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю и снегу;

— Обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;

— Зайти в туалетную комнату и опустить на 2-3 минуты ладони  под холодную воду.

Такой «перерыв» нужно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки себя» вошло в привычку.

Следует серьезно задуматься над тем, какие действия помогают снять напряжение. Что нас больше всего радует? Чем мы занимаемся с удовольствием? И стараться каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

 

Артюхина О.Н. педагог-психолог

ГБОУ Шенталинский ППМС-центр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]